Библиотека-филиал №3




Удивительные изразцы

А знаешь ли ты, чем отличается современный  изразец от изразца 17- 18 веков?
Об этом узнали ребята, пришедшие 24 марта в Неделю детской книги в библиотеку на  познавательное занятие "Удивительные изразцы". Научный сотрудник Ярославского музея – заповедника Шевчук А.Г. рассказала ребятам  о технике  изготовления изразцов и великолепных изразцах - шедеврах ярославского искусства 17 века, украшающих ярославские храмы.

 

Искусство изразца возникло во второй половине XV в.  и достигло полного расцвета в XVII в. с появлением многоцветных изразцов. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» — придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки, сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом или расписывается, боковые стенки коробки — румпа — крепятся в стене здания. Изготавливали изразцы из гончарных глин. Различают изразцы терракотовые, так называемые красные; муравленые или глазурованные изразцы; многоцветные рельефные изразцы. Гладкие расписные цветными эмалями изразцы использовали только для облицовки печей с XVIII века.
Со временем производство красных изразцов было налажено  в Ярославле и просуществовало оно до третьей четверти XVII века. Красными изразцами были украшены храмы Афанасьевского монастыря и церковь Николы Мокрого в Ярославле, Воскресенский собор Борисоглебской слободы (ныне Тутаев).
Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей. Среди излюбленных мотивов ярославских многоцветных изразцов можно выделить цветочную розетку. Она представляет бесконечные варианты полевых цветов. Такие изразцы, поставленные вертикально на угол и образующие лопатки, создают керамические композиции, характерные только для Ярославля. К широко распространенным мотивам относятся изразцы с птицами, реальными и фантастическими, в обрамлении разнообразных рамок. Часто на ярославских изразцах изображаются вазоны с цветами. Фризы украшает, как правило, орнамент в виде растительного завитка, который варьируется от сравнительно простой композиции до довольно сложной. Из больших цветных обливных изразцов мастера создавали целые керамические ковры, которые опоясывали стены здания и окаймляли окна.
Постепенно новые направления в архитектуре окончательно вытеснили изразцы. Однако цветная глазурованная плитка находит применение в квартирах и на фасадах новых зданий. Такой плиткой облицованы некоторые станции метро, вестибюли, Дворцы культуры и Дворцы спорта.